Откуда взялся класс последствий? В общем, история класса последствий - это такая себе ведомственная сказка о золушке. История нас возвращает в 2009 год, с 1 декабря этого года, были введены впервые ДБН «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий и сооружений, строительных конструкций и оснований». Видимо все же, эти ДБН возникли не на пустом месте, так как одновременно с их введением отменялся ГОСТ и 5 Стандартов бывшего Совета экономической взаимопомощи. В разделе 5 этого ДБН значилось, что классы ответственности зданий и сооружений, определяются уровнем возможных материальных убытков и, или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта. Далее приводилась таблица определения этих классов, названных незначительными СС1, средними СС2 и значительными СС3, которая похожа на ныне действующую, но только похожа. В примечании к таблице указывалось, что численные значения характеристик, соответствуют критериям определяющим уровень чрезвычайных ситуаций. Такие критерии были определены соответствующим постановлением Кабинета Министров № 368 от 2004 года. Классы ответственности фактически приравнивались к уровням чрезвычайных ситуаций, очевидно задумывалось, что прекращение эксплуатации или потеря целостности объекта класса СС1, приводит к чрезвычайной ситуации местного уровня, СС2 - регионального, СС3 - государственного. Постановление действует и сейчас, но если посмотреть на параметры ДБН 2018-го года, которые приняты на замену ДБН 2009 года, то там они совсем другие, и ссылки на уровни чрезвычайных ситуаций уже отсутствуют.
Нельзя не обратить внимание на то, что ДБН 2009 года, предусматривал предварительную классификацию объектов по данным приведенным в приложении А. Включение объектов в это приложение, осуществлено преимущественно по их техническим характеристикам, характеризующим сложность проектирования, сооружения и дальнейшей эксплуатации. Ну, смотрите, четко и понятно, что к классу СС3 относятся мосты и тоннели, на дорогах высшей категории. Ну что тут считать? Или объекты гидро и теплоэнергетики мощностью более 1 млн кВт. То есть алгоритм определения класса ответственности или последствий мог быть таким, если объект подпадает под определение перечня и заказчик с проектировщиком с этим соглашаются, решение принято. Если нет, считайте по характеристикам и отстаивайте свою, другую позицию. Но главным все же оставался вопрос назначения этих классов последствий, где, с какой целью они используются. Что от них зависит? Ответ содержится в пункте 7.6.4 ДБН где, если сказать своими словами, говорится, что класс последствий нужен для определения коэффициента надежности по ответственности.
Что такое коэффициент ответственности? В определениях находим - коэффициент учитывающий значимость конструкции или объекта в целом, а также возможные последствия отказа. В том же пункте указано, что этот коэффициент используется как множитель эффекта к эффекту действия прогиба, усилия или напряжения. Другими словами используется при расчете ответственных конструкций, категории которых определены пунктом 5.2 этого же ДБН. В зависимости от последствий, которые могут быть вызваны отказом, различают три категории ответственных конструкций и их элементов: А - это конструкции и элементы отказа которых может привести к непригодности к эксплуатации здания или части, Б - конструкции и элементы, отказ которых может привести к осложнению нормальной эксплуатации здания или отказа других конструкций, которые не относятся к категории А, и В - это конструкции отказ которых не приводит к нарушению функционирования здания в целом, или других конструкций или их элементов. Значение этого коэффициента ответственности, приведены в таблице 5 ДБН и его, так сказать размах от 1,25 до 0,9.
То есть, в зависимости от класса последствий и категории ответственности, расчетные показатели увеличиваются или уменьшаются. Эта норма существует и ныне. И это первое и хотелось бы думать, основное назначение, и жизнь класса последствий. Скажите, для кого важна эта информация? Для проектировщиков и далеко не всех направлений и специальностей. Поэтому круг тех, кто знал о существовании этого параметра, класс последствий, объективно был достаточно ограниченным.
Ситуация начала меняться в 2011 году, когда был принят закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Во время разработки этого закона, возникла революционная идея ввести трехуровневую схему приобретения права на выполнение строительных работ, - по уведомлению, по декларации и по разрешению. Нужен был какой-то механизм отнесения объекта к той или иной схеме. Очевидно, это должна была стать квалификация по архитектурно-техническим, конструктивным или технологическим факторам, в виде перечней объектов, отнесенных к определенной схеме. Не исключено, что в основу мог быть положен и вышеупомянутый перечень к ДБН 2009 года, ну конечно доработанный и более детализированный. Однако времени на составление такого перечня не было, и решили применить что-то универсальное. Взгляды обратились к механизму определения класса последствий, ну звучит то ли прилично - класс последствий.
Но изначально класс последствий был скрыт под категориями сложности объектов строительства, которые определялись на основании классов последствий. Очень скоро, стала понятна вся надуманность этих категорий, и с июня 2017 года, класс последствий получил законодательное определение. Это статья 32 закона, которая гласит, что класс последствий определяется в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных согласно законодательству, то есть в соответствии с ДБН 2018-го года и ДСТУ 8855:2019, который так и называется - определение класса последствий (ответственности). Но, не теперь еще и в электронной системе появился сервис по определению класса последствий, несколько попыток загрузок данных, в этот калькулятор, и желаемый результат достигнут.
Но не все так просто, исхожу из того, что на сегодня значительная часть объектов, для определения класса последствий не требует, ни применения ДБН, ни ДСТУ, ни сервиса электронной системы. Их классы последствий определены директивно, на уровне закона. И это, в ряде случаев приводит как к искажению реальной сути класса последствий, так и к порядку его применения.
Если представить структуру классов последствий в виде привычного трехэтажного дома, то окажется что на некоторых этажах, особенно третьем, номера забронированы без каких-либо расчетов. Не буду их перечислять - это займет немало времени, остановлюсь на двух симптоматичных. Законом определено, что памятники культурного наследия относятся исключительно к объектам класса СС3. А если в охранной зоне этих памятников осуществляется новое строительство любых объектов, то такие объекты относятся к классу не менее СС2. Ну мысли путаются, представляются объекты которые никак не заслуживают СС2, но тут на помощь приходит пункт 4.16 ДСТУ. Надо его написать полностью: при выполнении расчетов, для обеспечения надежности и конструктивной безопасности объекта, новое строительство которого осуществляется в охранной зоне памятников культурного наследия, значения коэффициентов установленных в ГСН, можно принимать как для объекта класса СС1, если по всем характеристикам таблицы 1, такой объект может быть отнесен к классу СС1. Вот вам и две жизни класса последствий. Для расчетов и проектирования один класс последствий, для разрешительных процедур другой. Далее, объекты подлежащие оценке воздействия на окружающую среду, с ними вообще запутанная история, уже трудно понять кто для кого. Согласно закону «О регулировании градостроительной деятельности», к СС1 не могут быть отнесены объекты, которые подлежат оценке воздействия на окружающую среду, согласно закону «Об оценке воздействия на окружающую среду», то есть могут быть отнесены к СС2 или к СС3. Такие объекты делятся на две категории, первую и вторую. Далее в дело вмешивается ДСТУ, который определяет что СС3 принимается для объектов І категории, СС2 для объектов ІІ категории. А закон Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», охотно использует отнесенные к классам последствий, для регулирования определенных процессов, определенных законом - это уже какая-то третья жизнь классов последствий. Это касается в частности регулирования процесса представления субъектом хозяйствования сообщения о планируемой деятельности, подлежащей оценке воздействия на окружающую среду, а также представления отчета и объявления о начале общественного обсуждения этого отчета. То есть как в футболе, некий длинный диагональный пас, сначала устанавливается, относится ли определенный объект к таким, которые подлежат оценке воздействия на окружающую среду, если да, то к какой категории он относится. Затем через ДСТУ ему присваивается соответствующий класс последствий, который и регулирует вышеупомянутые, а возможно еще какие-то другие процессы.
Какие возникают мысли? Получается так, что достаточно немалое, если не подавляющее количество объектов строительства, имеют альтернативный путь определения класса последствий. Складывается такое впечатление, что из класса последствий сделали некоего «идола», которому, не вникая в его реальную суть, слепо поклоняются, а его метастазы растут все дальше и дальше. В связи с чем возникает вопрос - эти директивные классы должны использоваться и при расчете ответственных конструкций? Или для этих целей их нужно определять по-прежнему, как это указано, например, для памятников культурного наследия? Вот такая получается история.